Инвестиционная активность в ноябре 2001 г.
За
январь -
ноябрь объем
инвестиций
в основной
капитал за
счет всех
источников
финансирования
составил 1345.0
млрд. руб., что
на 8.3% больше,
чем в
соответствующем
периоде 2000
года, в том
числе в
ноябре 159.7 млрд.
руб., или 108.9% по
отношению к
соответствующему
периоду
прошлого
года.
В 2001
году
продолжался
рост
инвестиционной
активности. К
числу
основных
факторов,
обеспечивших
позитивное
развитие
инвестиционного
процесса,
можно
отнести:
расширение
внутреннего
инвестиционного
спроса за
счет
концентрации
доходов в
отдельных
отраслях
экономики;
положительная
динамика
реальных
располагаемых
денежных
доходов
населения;
стабилизация
инфляции в
III
квартале на
достаточно
низком
уровне и
замедление
темпов роста
цен
производителей
промышленной
продукции и
цен
производителей
в
строительстве;
успешное
исполнение
государственного
бюджета по
итогам
января-ноября
2001 года;
предпринимаемые
Правительством
меры по
улучшению
инвестиционного
климата.
В то
же время
темпы роста
инвестиций в
основной
капитал в
январе-ноябре
2001 года по
сравнению с
соответствующим
периодом 2000
года
замедлились
в связи с
некоторым
ухудшением
финансового
положения
промышленных
предприятий;
более
умеренными,
чем в
предыдущем
году, темпами
роста
промышленного
производства;
необходимостью
обслуживания
государственного
внешнего
долга;
отсутствием
эффективных
механизмов
трансформации
сбережений
населения в
инвестиции;
значительными
объемами
вывоза
российского
капитала за
рубеж;
низким
уровнем
капитализации
банковской
системы;
высокой
стоимостью
кредитных
ресурсов.
Несмотря
на
положительную
динамику
роста
инвестиций,
при
сложившейся
возрастной
структуре
основного
капитала, его
физическом и
моральном
износе, объем
инвестиций
является
недостаточным
для
осуществления
эффективной
структурной
политики и
обновления
основных
производственных
фондов.
Структура
инвестиций (в
% к итогу)
|
Январь-сентябрь
|
1999
г.
|
2000
г.
|
2001
г.
|
Финансовые
вложения
предприятий
и
организаций
|
|
|
|
(без
субъектов
малого
предпринимательства)
|
100.0
|
100.0
|
100.0
|
в том
числе:
|
|
|
|
долгосрочные
инвестиции
|
39.2
|
25.5
|
15.3
|
краткосрочные
инвестиции
|
60.8
|
74.5
|
84.7
|
Инвестиции
в
нефинансовые
активы*
|
|
|
|
(без
субъектов
малого
предпринимательства)
|
100.0
|
100.0
|
100.0
|
в том
числе:
|
|
|
|
инвестиции
в основной
капитал
|
82.6
|
83.8
|
82.5
|
капитальный
ремонт
основных
фондов
(средств)
|
15.9
|
14.8
|
16.6
|
инвестиции
в
нематериальные
активы
|
1.0
|
1.1
|
0.7
|
инвестиции
в другие
нефинансовые
активы
|
0.5
|
0.3
|
0.2
|
* Без
учета
инвестиций в
прирост
запасов
материальных
оборотных
средств.
В
январе -
сентябре 2001 г.
ухудшилась
структура
инвестиций.
Так, в составе
инвестиций в
нефинансовые
активы по
сравнению с
соответствующим
периодом 2000 г.
доля
инвестиций в
основной
капитал
сократилась
на 1.3
процентных
пункта, а доля
затрат на
капитальный
ремонт
увеличилась
с 14.8% до 16.6
процента.
В
указанный
период
улучшилась
видовая
структура
инвестиций в
основной
капитал. Так,
доля машин,
оборудования,
инструмента
и инвентаря в
общем объеме
инвестиций в
основной
капитал
увеличилась
с 33.8% до 35.4
процента.
При
общей
тенденции к
росту доли
расходов на
машины и
оборудование
в структуре
инвестиций в
основной
капитал
наблюдается
систематический
рост затрат
на
приобретение
импортного
оборудования.
Если в
январе-сентябре
2000 года
инвестиции
на
приобретение
импортного
оборудования
составляли 22.9%
от общих
инвестиционных
расходов на
машины и
оборудование,
то в 2001 году их
удельный вес
повысился до
24.8%. Импорт
машин и
оборудования
в текущем
году растет
опережающими
темпами по
сравнению с
динамикой
импорта в
целом, а также
динамикой
роста
отечественного
машиностроения.
Основным
источником
инвестиций в
основной
капитал в
январе-сентябре
2001 г. впервые с 1992
г. являются
привлеченные
средства (51.3% в
общем объеме
инвестиций в
основной
капитал).
Однако в
составе
привлеченных
средств доля
банковских
кредитов, по
сравнению с
соответствующим
периодом
прошлого
года,
сократилась
с 3.3% до 3.1%, доля
заемных
средств
других
организаций
с 8.1% до 5.2%, а доля
бюджетных
средств - с 21.7% до
20
процентов.
Структура
инвестиций в
основной
капитал по
источникам
финансирования(в
% к итогу) *
|
Январь-сентябрь
|
1999
г.
|
2000
г.
|
2001г.
|
Инвестиции в
основной
капитал
|
100.0
|
100.0
|
100.0
|
в
том числе по
источникам
финансирования:
собственные
средства
|
53.5
|
49.3
|
48.7
|
из
них:
прибыль,
остающаяся в
распоряжении
организаций
(фонд
накопления)
|
14.2
|
22.7
|
24.9
|
амортизация
|
...
|
21.4
|
20.1
|
привлеченные
средства
|
46.5
|
50.7
|
51.3
|
в том
числе:
кредиты
банков
|
5.7
|
3.3
|
3.1
|
из
них кредиты
иностранных
банков
|
...
|
0.7
|
0.5
|
заемные
средства
других
организаций
|
5.5
|
8.1
|
5.2
|
бюджетные
средства
|
17.6
|
21.7
|
20.0
|
в том
числе: из
федерального
бюджета
|
7.0
|
6.2
|
5.6
|
из
бюджетов
субъектов
Российской
Федерации
|
9.7
|
14.4
|
13.0
|
средства
внебюджетных
фондов
|
9.5
|
4.4
|
2.8
|
прочие
|
8.2
|
13.2
|
20.2
|
из
них средства
от эмиссии
акций
|
0.1
|
0.6
|
0.1
|
* Без
субъектов
малого
предпринимательства.Происходят
изменения в
отраслевой
структуре
инвестиций в
основной
капитал.
Так, в
январе-сентябре
2001 г. доля
инвестиций в
основной
капитал по
сравнению с
соответствующим
периодом
прошлого
года
увеличилась
в
промышленности
с 42.9% до 43.7% (в
основном за
счет
увеличения
экспортной
выручки), на
транспорте - с
22.1% до 22.9% (за счет
заемных
средств на
инвестиции),
строительстве
- с 2.5% до 2.9% и
уменьшилась
в отрасли
"связь" с 2.8% до 2.7% и
сельском
хозяйстве - с 2.6%
до 2.5 процента.
В
промышленности
доля
инвестиций в
основной
капитал
увеличилась:
в черной
металлургии -
с 2.2% до 2.4%, легкой
промышленности
- с 0.1% до 0.2%.
Сократилась
доля
инвестиций в
электроэнергетике
с 4.3% до 4.1%, в
пищевой
промышленности
- с 3.5% до 3.2%, лесной,
деревообрабатывающей
и
целлюлозно-бумажной
промышленности
- с 1.7% до 1.2%.
Продолжилось
сокращение
удельного
веса
инвестиций в
машиностроении
и
металлообработке
с 3.2% до 2.9
процента.
Инвестиции
в основной
капитал в
топливной
промышленности
увеличились
с 21.5% до 23.3%, в
основном, за
счет
нефтеперерабатывающей
промышленности
- с 1.4% до 2.2%, а также
газовой
промышленности
- с 4.8% до 5
процентов. Таким
образом,
отраслевая
структура
инвестиций с
точки зрения
реструктуризации
промышленности
и отраслей
экономики
остается
неблагоприятной:
более
половины
всех
инвестиций в
основной
капитал
направляются
в
топливно-энергетический
комплекс и
транспорт.
Все еще
отсутствует
переток
финансовых
ресурсов в
отрасли
обрабатывающей
промышленности.
Структура
инвестиций в
основной
капитал по
отраслям
экономики и
промышленности
(по крупным и
средним
предприятиям,
в % к итогу)*
|
Январь-сентябрь
|
1999
г.
|
2000
г.
|
2001г.
|
Инвестиции
в основной
капитал -
всего
|
100.0
|
100.0
|
100.0
|
В том
числе: промышленность
— всего
|
41.0
|
42.9
|
43.7
|
из
нее: электроэнергетика
|
5.3
|
4.3
|
4.1
|
топливная
промышленность
|
15.0
|
21.5
|
23.3
|
металлургия
|
5.4
|
5.4
|
5.6
|
химическая
и
нефтехимическая
промышленность**
|
1.9
|
1.8
|
1.8
|
машиностроение
и
металлообработка***
|
3.8
|
3.2
|
2.9
|
лесная,
деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная
промышленность
|
1.6
|
1.7
|
1.2
|
производство
строительных
материалов
|
0.6
|
0.6
|
0.6
|
легкая
промышленность
|
0.1
|
0.1
|
0.2
|
пищевая
промышленность****
|
6.4
|
3.5
|
3.2
|
сельское
хозяйство
|
2.8
|
2.6
|
2.5
|
строительство
|
2.3
|
2.5
|
2.9
|
транспорт
|
20.1
|
22.1
|
22.9
|
связь
|
3.8
|
2.8
|
2.7
|
жилищно–коммунальное
хозяйство
|
18.0
|
15.7
|
13.6
|
* В
разрезе
“чистых”
отраслей.
** Без
химико-фармацевтической
промышленности.
*** Без
производства
медицинской
техники.****
Без
мукомольно-крупяной
промышленности.В
январе-ноябре
2001 года на
финансирование
государственных
капитальных
вложений
направлено
26.5 млрд.
рублей, что
составило 94%
от
предусмотренного
годового
лимита. Это
существенно
превышает
достигнутый
в 1999 и 2000 гг.
уровень
финансирования
государственных
капитальных
вложений.
Кредиторская
задолженность
за ранее
выполненные
работы
погашена в
размере
3.8 млрд.
рублей, или
88 процентов.
Ожидается,
что
финансирование
предусмотренного
на текущий
год лимита
государственных
капитальных
вложений в
сумме 28.2 млрд.
рублей будет
осуществлено
в полном
объеме. По
итогам
января-ноября
2001 года
Федеральная
адресная
инвестиционная
программа
профинансирована
в сумме
22.7 млрд.
рублей, или 95.5% к
годовому
лимиту. За
истекший
период
президентская
программа
«Государственные
жилищные
сертификаты»
профинансирована
в объеме
3.4 млрд.
рублей, или 71.6%
годового
лимита. Кроме
того, на
восстановление
объектов
Чеченской
Республики
направлены
средства в
размере
1.8 млрд.
рублей. В
январе-ноябре
2001 года, по
данным
Госкомстата,
по стройкам и
объектам,
включенным в
Федеральную
адресную
инвестиционную
программу,
использовано
4724.9 млн. рублей
капитальных
вложений, или
53.2% годового
лимита. Кроме
того, за счет
дополнительных
доходов
федерального
бюджета по
указанным
стройкам и
объектам
осуществлены
капитальные
вложения в
размере
1166.4 млн. рублей,
что
составляет 38.2%
годового
объема
дополнительных
доходов,
предусмотренных
на
финансирование
капитальных
вложений. По
стройкам и
объектам
промышленности
годовой
лимит
капитальных
вложений
использован
в
январе-ноябре
текущего
года на 61.7%, в том
числе по
топливно-энергетическому
комплексу - на
76.8%,
агропромышленному
комплексу - на
59.7 процента.
Использование
годового
лимита
капитальных
вложений по
стройкам и
объектам
социального
комплекса
составило 48.7%, в
том числе по:
отрасли
"Наука"-55.7%,
"Культура" -
29.7%,
"Образование"
- 50.2%,
"Здравоохранение"-
49.2 %,
"Коммунальное
строительство"
- 58.6
процента. В
соответствии
с
Федеральной
адресной
инвестиционной
программой
на 2001 год
предусматривалось
выделение
лимитов
государственных
капитальных
вложений на
строительство
1309
строек.
Намечено
ввести в
эксплуатацию
в текущем
году
525
строек. Из них
за
январь-ноябрь
введено в
действие -
40,
в том числе
27 -
на полную
мощность, а на
13
стройках
осуществлен
частичный
ввод
мощностей.
В
целом, по
данным
Госкомстата,
за
январь-ноябрь
текущего
года
капитальные
вложения по
стройкам и
объектам,
включенным в
Федеральную
адресную
инвестиционную
программу,
профинансированы
в сумме 7180.3 млн.
рублей или 80.8%
годового
лимита.
Выполненный
объем работ
по
договорам
строительного
подряда
за январь -
ноябрь
составил 657.3
млрд. рублей,
что на 9.2%
больше, чем в
соответствующем
периоде 2000 г., в
том числе в
ноябре - 72 млрд.
руб., или 113% к
уровню
ноября 2000 года.
Рост
объема
подрядных
работ
подтверждается
их динамикой,
"очищенной" от
сезонного и
календарного
факторов:
Вместе
с тем
основными
факторами,
сдерживающими
деятельность
строительных
организаций,
остаются:
высокий
уровень
налогов;
неплатежеспособность
заказчиков;
высокая
стоимость
материалов,
конструкций,
изделий;
изношенность
производственной
базы
строительных
организаций.
Улучшается
ситуация в
жилищном
строительстве.
За январь -
ноябрь ввод в
действие
жилых домов
составил 21.1
млн. кв.
метров общей
площади, или 109.6%
к январю -
ноябрю 2000 года.
В ноябре
объем ввода в
действие
жилых домов
составил 134.5% к
соответствующему
периоду 2000
года.
Ожидаемый
ввод общей
площади
жилых домов
предприятиями
и
организациями
всех форм
собственности
за 2001 год
составит
примерно 30.5
млн. кв.
метров.
По
итогам
января -
сентября 2001
года объем
накопленных
иностранных
инвестиций
в российской
экономике
составил 34418
млн. долл., в
том числе
прямые
инвестиции - 17744
млн. долл.,
портфельные
инвестиции - 1069
млн. долл. и
прочие
инвестиции - 15605
млн.
долларов.
За
январь -
сентябрь 2001 г.
иностранные
инвестиции в
российскую
экономику
составили 9721
млн. долл., или
увеличились
на 23.2% к
соответствующему
периоду
прошлого
года, в том
числе прямые
инвестиции - 2920
млн. долл.
(снизились на
7.4%),
портфельные
инвестиции - 292
млн. долл.
(увеличение в
5.0 раз), прочие
инвестиции - 6509
млн. долл.
(прирост
39.2
процента). Структура
иностранных
инвестиций
за январь -
сентябрь 2001 г.
имеет
следующий
вид: прямые
инвестиции - 30%,
портфельные -
3.0% и прочие - 67% (за
девять
месяцев 2000 г. - 40%, 0.7%
и 59.3%
соответственно).
Продолжалась
работа по
формированию
правовой
базы
инвестиционной
деятельности. На
привлечение
инвестиций в
реальный
сектор
экономики
направлен
Федеральный
закон "Об
инвестиционных
фондах" от 29
ноября 2001 г. №
156-ФЗ. Законом
вводятся
единые
стандарты
регулирования
взаимоотношений
в области
коллективных
инвестиций и
устраняется
ряд
препятствий
для
размещения
свободных
денежных
средств на
организованных
рынках
капитала.
Устанавливаются
особенности
создания и
правового
положения
акционерных
обществ в
инвестиционной
сфере,
лицензирования
деятельности
акционерных
инвестиционных
фондов, их
ликвидация и
другие
вопросы.
Регулируются
вопросы
создания и
деятельности
паевых
инвестиционных
фондов, в
частности
устанавливаются
требования к
управляющим
компаниям,
специализированным
депозитариям,
оценщикам,
агентам по
размещению и
выкупу
инвестиционных
паев.
Определяется
порядок
размещения и
выкупа
инвестиционных
паев паевых
инвестиционных
фондов,
расчета
стоимости
инвестиционных
паев.
Также
устанавливается
порядок
расчета
стоимости
чистых
активов
инвестиционных
фондов,
требования к
составу
активов,
раскрытию
информации о
деятельности
инвестиционных
фондов и
управляющих
компаний, а
также
полномочия
государственного
органа,
регулирующего
рынок ценных
бумаг в сфере
деятельности
профессиональных
участников
системы
коллективного
инвестирования.
На
развитие
рынка
недвижимости
направлен
Федеральный
закон "О
внесении
изменений и
дополнений в
Федеральный
закон "Об
ипотеке
(залоге
недвижимости)"
от
9
ноября 2001 №143-ФЗ.
Законом
установлено,
что в случае
залога
незавершенного
строительством
недвижимого
имущества,
находящегося
в
государственной
или
муниципальной
собственности,
осуществляется
оценка
рыночной
стоимости
этого
имущества.
Внесено
изменение в
содержание
закладной.
Закладная
должна
содержать
денежную
оценку
имущества, на
которое
установлена
ипотека, а в
случаях, если
установление
ипотеки
является
обязательным
в силу закона,
денежную
оценку
имущества,
подтвержденную
заключением
оценщика.
На
борьбу с
легализацией
(отмыванием)
доходов,
полученных
преступным
путем,
направлено
положение
Банка России
от 28 ноября 2001 г.
№ 160-П "О порядке
осуществления
Банком
России
контроля за
исполнением
кредитными
организациями
Федерального
закона "О
противодействии
легализации
(отмыванию)
доходов,
полученных
преступным
путем".
Министерство экономического развития и торговли РФ
|