На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Инвестиционная активность в марте 2002 г.


За январь - март 2002 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 254.4 млрд. руб., или 101.2% к соответствующему периоду предыдущего года. Анализ помесячной динамики темпов роста инвестиций в основной капитал показывает, что их рост был обеспечен высоким темпом роста инвестиционной активности в марте 2002 г. Объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с февралем текущего года на 13.6%, а с учетом исключения сезонного и календарного факторов - на 2.8 процента.



Основными факторами, сдерживающими инвестиционную активность, являлись: замедление темпов экономического роста и, прежде всего, снижение темпов промышленного производства; ухудшение финансового положения промышленных предприятий и увеличение доли убыточных предприятий; незначительные объемы государственных инвестиций; сокращение объемов экспорта и, как следствие, уменьшение инвестиционных возможностей основных экспортоориентированных отраслей; высокая цена коммерческого кредита (несмотря на снижение учетной ставки Банка России до 23%) и сложная процедура их получения для реализации инвестиционных проектов; высокие инвестиционные риски; отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции; состояние нормативно - правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс. Кроме того, сказалась отмена льгот по налогу на прибыль в значительной части сфер инвестиционной деятельности. Это привело к уменьшению общей базы инвестиционных ресурсов (в части накопленной прибыли).

Объем инвестиций в основной капитал
( I квартал 2001 и 2002 гг.)

текущие рыночные цены

 

млрд.руб.

в процентах

млрд.руб.

в процентах

к соответствующему периоду

2000 г.

к предыдущему периоду 2001 г.

к соответствующему периоду 2001 г.

к предыдущему периоду 2002 г.

2001 год

2002 год

январь

70.9

108.1

35.7

73.7

100.7

31.9

февраль

82.3

105.3

113.6

84.2

100.3

112.8

март

91.7

104 .4

109.8

96.5

102.4

113.6

I квартал

244.9

105.8

53.2

254.4

101.2

48.3

Если принять среднемесячный темп роста инвестиций в основной капитал в феврале и марте 2002 г. (113.2%) за начало тенденции роста инвестиционной активности и учесть традиционное (сезонное) возрастание объемов инвестиций во II квартале, то можно прогнозировать их увеличение во II квартале 2002 г. на 110-120 млрд. рублей, что составит по отношению ко II кварталу 2001 г. 6-8 процентных пунктов, тем самым темпы роста инвестиционной активности во II квартале 2001 г. будут, по крайней мере, не ниже их уровня II квартала 2001 г. По итогам года прирост инвестиций в основной капитал, по оценке, составит 7.5 процента.

Вместе с тем при сложившейся возрастной структуре основного капитала, его физическом и моральном износе этого будет недостаточно для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов.

Государственные капитальные вложения.
Федеральным бюджетом на 2002 год на финансирование государственных капитальных вложений предусмотрены средства в сумме 50.22 млрд. рублей, в том числе: неоплаченные обязательства прошлых лет - 1.155 млрд. рублей, финансирование строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы - 44.56 млрд. рублей.

В январе - марте 2002 года государственные капитальные вложения профинансированы в сумме 4703.0 млн. рублей, что составляет 9.4% годового лимита, в том числе в марте - в объеме 2671.1 млн. рублей.

На финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы направлено в январе-марте 4667.2 млн. рублей, или 10.5% от годового лимита, в том числе в марте - в размере 2635.3 млн. рублей, из них по разделу “Промышленность, энергетика и строительство” - 4139.1 млн. рублей и по разделу “Финансовая помощь бюджетам других уровней” - 123.9 млн. рублей.

Выполненный объем работ по договорам строительного подряда в марте 2002 г. составил 55.7 млрд. руб., или 102.1% к уровню марта 2001 года, в январе - марте соответственно 142.6 млрд. руб., или 102.6% к уровню января - марта 2001 года. С исключением сезонности этот показатель в I квартале текущего года характеризуется спадом.

Динамика объема подрядных работ с исключением сезонных и календарных факторов (2) и без исключения (1) (январь 1995 (2) -100%)

Сопоставимый анализ помесячных темпов роста подрядных строительных работ и инвестиций в основной капитал в I квартале 2002 года позволяет сделать следующие выводы:

- превышение темпов роста строительных работ над темпами роста инвестиций в основной капитал за счет эффекта переходящих строек, профинансированных в предыдущих периодах, составлявшее в январе 2002 г. разницу в 3.5 процентного пункта, к концу I квартала практически исчезло;

- рост темпов подрядных строительных работ во II квартале 2002 года будет адекватным темпам роста инвестиций в основной капитал.

Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда
(I квартал 2001 и 2002 гг.)

текущие рыночные цены

 

млрд.руб.

в процентах

млрд.руб.

в процентах

к соответствующему периоду

2000 г.

к предыдущему периоду 2001 г.

к соответствующему периоду 2001 г.

к предыдущему периоду 2002 г.

2001 год

2002 год

январь

34.2

108.3

56.2

41.0

104.2

50.3

февраль

39.8

107.3

113.8

45.9

101.6

111.1

март

48.5

105.7

119.7

55.7

102.1

120.3

I квартал

122.5

106.9

72.3

142.6

102.6

65.2

Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являлись: высокий уровень налогов; неплатежеспособность заказчиков; высокая стоимость материалов, конструкций, изделий; сокращение числа занятых.

Жилищное строительство. В марте 2002 г. организациями всех форм собственности построено 26.6 тыс. новых квартир общей площадью 2.3 млн. кв. метров, или 106.8% к соответствующему периоду 2001 года.

В январе - марте 2002 года введено в действие жилых домов общей площадью 4.8 млн. кв. метров, или 119.3% к соответствующему периоду предыдущего года.

Помесячные объемы ввода жилья в I квартале 2002 г. были выше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

Объем ввода в действие жилых домов
(I квартал 2001 и 2002 гг.)

текущие рыночные цены

 

млн. кв.м. общей площади

в процентах

млн. кв.м. общей площади

в процентах

к соответствующему периоду

2000 г.

к предыдущему периоду 2001 г.

к соответствующему периоду 2001 г.

к предыдущему периоду 2002 г.

2001 год

2002 год

январь

1.0

100.0

 

1.3

134.1

12.7

февраль

0.9

86.3

97.5

1.2

132.8

96.6

март

2.1

102.7

231.9

2.3

106.8

186.6

I квартал

4.0

97.8

27.6

4.8

119.3

32.5

В январе - марте 2002 года продолжалась работа по формированию и совершенствованию правовой базы в инвестиционной сфере. На совершенствование законодательного регулирования отношений, связанных с залогом недвижимости, направлен принятый Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)” от 11 февраля 2002 г. № 18-ФЗ. Закон вносит изменения и дополнения в 26 статей Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, принятого 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ. В федеральном законе уточнены основные положения, регулирующие, конструктивные и процессуальные позиции закона.

На исполнение в текущем году федерального бюджета направлено принятое Правительством постановление от 28 февраля 2002 г. № 137 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год”. В постановлении среди других мер определен обязательный перечень условий, только при наличии, которых Минфин России может оформлять кредитно-финансовую документацию по связанным кредитам, а также установлен порядок осуществления государственных капиталовложений.

На защиту инвесторов от злоупотреблений на рынке ценных бумаг направлен Федеральный закон “О внесении изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг” от 4 марта 2002 г. № 23-ФЗ. Закон усиливает ответственность за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг и устанавливает наказание за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

21 марта 2002 г. принят Федеральный закон “О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц” № 31-ФЗ, который уточняет нормы федерального законодательства, регулирующего деятельность товарных бирж, кредитных организаций, акционерных обществ, страховых организаций, а также вопросы банкротства, реструктуризации кредитных организаций, осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций и другие, в части положений о государственной регистрации.

С целью использования средств населения в инвестиционном процессе принято Постановление Правительства от 18 марта 2002 г. № 165 “Об утверждении Временных правил размещения средств страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступивших в накопительную часть трудовой пенсии”. Постановление предусматривает размещение указанных средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации. Агентами Пенсионного фонда по данным операциям определены Банк России и Внешэкономбанк.

23 марта 2002 г. принято Постановление Правительства № 180 “О внесении изменений и дополнений в Положение о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции”, которое утверждает новую редакцию Положения о ликвидационном фонде.

21 марта 2002 года в Минюсте России под № 3319 зарегистрировано Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 января 2002г. № 2/пс “Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг”. Одним из обязательных требований к деятельности организатора торговли устанавливается наличие не менее 25 участников торгов, заключивших с ним договор на участие в торгах. В Положении также указаны общие требования к правилам и порядкам, определяемым организатором торгов, к обязательным для ведения им реестрам, а также к должностным лицам и работникам организатора торгов.

20 марта 2002 года в Минюсте России под № 3311 зарегистрировано Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 14 февраля 2002г. № 3/пс “О внесении изменений и дополнений в Положение о внутреннем

контроле профессионального участника рынка ценных бумаг”,
утвержденное постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 июля 2001 г. № 16, которое усиливает требования к организации проверок соблюдения российского законодательства, защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Рейтинги международных агентств по инвестиционной привлекательности России в I квартале 2002 года остались в основном без изменений по отношению к IY кварталу 2001 года.

Повышение международным рейтинговым агентством S&P прогноза суверенного рейтинга России со “стабильного” до “позитивного” должно способствовать дальнейшему росту долгосрочного (В+) и краткосрочного (В) рейтингов России.

22 февраля 2002 года агентство S&P присвоило Российской Федерации кредитный рейтинг заемщика “ruАА+” по новой национальной шкале, что явилось следствием высокой способности России своевременного и полного выполнения долговых обязательств и кредитоспособности страны.

Министерство экономического развития и торговли РФ








Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу