На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Инвестиционная активность в феврале 2002 г.


Инвестиционная ситуация в январе-феврале текущего года отражает общий спад в экономической активности на рубеже 2001 и 2002 годов. В феврале 2002 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 84.2 млрд. руб., или 100.1% к соответствующему периоду 2001 года.

За январь - февраль 2002 года объем инвестиций составил 157.9 млрд. руб., или 100.3% к соответствующему периоду предыдущего года. В феврале 2002 г. объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с январем текущего года на 12.8%, а с учетом исключения сезонного и календарного факторов – на 0.7%. Вместе с тем реальный объем инвестиций в январе – феврале 2002 г. существенно ниже уровня IY квартала 2001 года.

C:\000\810.wmf

Основными факторами, способствующими снижению инвестиционной активности, являлись:

замедление темпов экономического роста и, прежде всего, снижение темпов промышленного производства;

некоторое ухудшение финансового положения промышленных предприятий и увеличение доли убыточных предприятий;

незначительные объемы государственных инвестиций в начале года;

сокращение объемов экспорта (в основном стоимостных) и, как следствие, уменьшение инвестиционных возможностей основных экспортоориентированных отраслей;

высокая цена коммерческого кредита; высокая

налоговая нагрузка на реальный сектор экономики;

отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции.

При сложившейся возрастной структуре основного капитала, его физическом и моральном износе, объем инвестиций является недостаточным для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов.

Государственные капитальные вложения. Федеральным бюджетом на 2002 год на финансирование государственных капитальных вложений предусмотрены средства в сумме 50.22 млрд. рублей, в том числе: неоплаченные обязательства прошлых лет - 1.155 млрд. рублей, финансирование строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы - 44.56 млрд. рублей.

В январе-феврале 2002 года государственные капитальные вложения, предусмотренные федеральным бюджетом, профинансированы в сумме 2049.5 млн. рублей, что составляет 4.1% годового лимита.

На реализацию федеральной адресной инвестиционной программы в январе-феврале 2002 года направлены средства в размере 2013.7 млн. рублей, или 4.5% от годового объема. Из них, согласно функциональной структуре расходов бюджета Российской Федерации, по разделу «Промышленность, энергетика и строительство» - 1487.8 млн. рублей, «Финансовая помощь бюджетам других уровней» - 38.5 млн. рублей.

Происходят изменения в структуре инвестиций. В 2001г. инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства) составили 1649.5 млрд. рублей, из них 83.4% приходилось на инвестиции в основной капитал.

Структура инвестиций в нефинансовые активы
(без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)


2001 г.
Справочно
2000 г.
в % к итогу
млрд.
рублей
в % к
итогу
Инвестиции в нефинансовые активы 1)
1649.5
100
100
в том числе:



инвестиции в основной капитал
1375.1
83.4
84.2
капитальный ремонт основных фондов
262.8
15.9
14.6
инвестиции в нематериальные активы
8.9
0.5
1.1
инвестиции в другие нефинансовые активы
2.7
0.2
0.1

  1. Без инвестиций в прирост запасов материальных оборотных средств.

Объем инвестиций в основной капитал по отношению инвестициям в нефинансовые активы в 2001 г. уменьшился на 0.8% по сравнению с 2000 г., а затраты на капитальный ремонт увеличились на 18.6 процента.

Видовая структура инвестиций в основной капитал


2001г.
Справочно
2000г.
в % к итогу
млрд.
рублей
в % к
итогу
Инвестиции в основной капитал
1599.5
100
100
в том числе:



жилища
156.4
9.8
10.7
здания (кроме жилых) и сооружения
698.3
43.6
43.6
машины, оборудование, инструмент, инвентарь
607.6
38.0
35.7
прочие
137.2
8.6
10.0

Инвестиции на приобретение импортного оборудования организациями (без субъектов малого предпринимательства) в 2001г. составили 126.6 млрд. рублей, или 25% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, инструмент, инвентарь или 9.5% от объема инвестиций в основной капитал (в 2000г. - 21.1% и 7.5% соответственно).

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования
(без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)


2001г.
Справочно
2000г.
в % к итогу
млрд.
рублей
в % к
итогу
Инвестиции в основной капитал
1375.1
100
100
в том числе по источникам финансирования:



Собственные средства
691.1
50.3
46.1
из них:



прибыль, остающаяся в распоряжении организаций
365.9
26.6
23.4
Амортизация
265.6
19.3
18.1
Привлеченные средства
684.0
49.7
53.9
из них:



кредиты банков
48.7
35
2.9
из них кредиты иностранных банков
8.3
0.6
0.6
заемные средства других организаций
67.3
4.9
7.2
Бюджетные средства
272.8
19.8
21.2
в том числе:



из федерального бюджета
79.1
5.8
5.8
из бюджетов субъектов Федерации
173.7
12.6
14.4
Средства внебюджетных фондов
35.9
2.6
4.8
Прочие
259.3
18.9
17.8
из них средства от эмиссии акций
1.6
0.1
0.5
Из общего объема инвестиций в основной
капитал - инвестиции из-за рубежа
57.4
4.2
4.6

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий и организаций. Бюджетные средства составляют приблизительно 20% всего объема инвестиций.

Кредиты банков, включая иностранные, составляют менее 4.0% и не могут влиять на инвестиционную политику страны.

Становится традицией преобладание доли инвестиций в отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги 2001 г. – 51.2%, 2000 г. – 53.1 процента.

Инвестиции в промышленность составляют более 40%, из которых значительную долю составляет топливная промышленность – 22.1% в 2001 г. и 20.8% в 2000 г., пищевая промышленность – 3.2% и 3.3%, цветная металлургия 3.2% и 3.0%, машиностроение и металлообработка 3.0% и 3.0% соответственно.

Капиталоемкими отраслями экономики являются транспорт 23.1% и 23.8%, жилищно-коммунальное хозяйство – 13.3% и 15.1%, строительство 3.0% и 2.5%. На самом низком уровне по объемам инвестиций в основной капитал состоят наука и научное обслуживание – 0.5% и 0.4% и культура и искусство – 0.7% и 0.7% соответственно.

На строительство природоохранных объектов организациями (без субъектов малого предпринимательства) в 2001 г. использовано 23.1 млрд. рублей, или 1.7% от общего объема инвестиций в основной капитал, против 1.9% в 2000 года.

Затраты на приобретение лизингового имущества лизинговыми компаниями и другими организациями - лизингодателями с целью последующей передачи лизингополучателю на условиях финансового лизинга в 2001 г. составили 7.8 млрд. рублей, их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 0.5 процента.

Общий объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2001 г. составил 2430 млрд. рублей, в том числе на долгосрочные финансовые вложения приходилось 470 млрд. рублей, или 19.4 процента.

Структура финансовых вложений организаций


2001 г.
Накоплено на конец
декабря 2001г.
млн.руб.
в % к
итогу
млн.руб.
в % к
итогу
Общий объем финансовых вложений
2429764
100
1373169
100
в том числе:
долгосрочные финансовые вложения организаций




470232
19.4
957382
69.7
в том числе:
паи и акции других организаций




195031
8.0
698775
50.9
из них: дочерние и зависимые организации
144612
6.0
482481
35.1
????????? ? ?????? ???????? ?????????????
46063
1.9
42699
3.1
предоставленные займы
53304
2.2
85343
6.2
прочие долгосрочные финансовые вложения
175834
7.3
130565
9.5
краткосрочные финансовые вложения организаций
1959532
80.6
415787
30.3
в том числе:
паи и акции других организаций




37312
1.5
6669
0.5
из них: дочерние и зависимые организации
486
0.0
2647
0.2
собственные акции, выкупленные у акционеров
13303
0.5
14873
1.1
облигации и другие долговые обязательства
537807
22.1
56580
4.1
предоставленные займы
134955
5.6
94169
6.9
прочие краткосрочные финансовые вложения
1236155
50.9
243496
17.7

Основной формой финансирования вложений организаций, как и в последние годы, являются краткосрочные вложения, которые составляют более 80 процентов.

Самыми крупными финансовыми вложениями после промышленности (65.3%) является торговля и общественное питание (20.6%), транспорт (1.6%). При этом из рассмотренных отраслей экономики краткосрочные финансовые вложения составляют 88.1%, 80.2% и 46.6% соответственно.

Финансовые вложения по источникам финансирования
в 2001 году


Всего
В том числе
млн.
рублей
в % к
итогу
долгосрочные
краткосрочные
млн.
рублей
в % к
итогу
млн.
рублей
в % к
итогу
Финансовые вложения
2429764
100
470232
100
1959532
100
в том числе по источникам финансирования:






Собственные средства
1959478
80.6
392369
83.4
1567109
80.0
из них:
фонд накопления
1235346
50.8
159290
33.9
1076056
54.9
Амортизация
36037
1.5
13969
3.0
22068
1.1
Привлеченные средства
470286
19.4
77863
16.6
392423
20.0
из них:






кредиты банков
200320
8.3
33919
7.2
166401
8.5
из них кредиты иностранных банков
131
0.0
45
0.0
86
0.0
заемные средства других
организаций
94510
3.9
24091
5.1
70419
3.6
Бюджетные средства
4077
0.2
3632
0.8
445
0.0
в том числе из:






Федерального бюджета
559
0.0
518
0.1
41
0.0
Бюджетов субъектов Российской Федерации
3156
0.1
2840
0.6
316
0.0
средства внебюджетных фондов
594
0.0
192
0.1
402
0.0
Прочие
170785
7.0
16029
3.4
154756
7.9
из них средства от эмиссии акций
428
0.0
204
0.0
224
0.0

Выполненный объем работ по договорам строительного подряда в феврале 2002 г. cоставил 45.9 млрд. руб., или 101.1% к уровню февраля 2001 года, в январе - феврале 2002 года соответственно 86.9 млрд. руб., или 102.4% к уровню января - феврале 2001 года. Сезонный спад строительной деятельности в январе 2002 года увеличился на 6.1%, а в феврале - 3 процента.

Динамика объема подрядных работ с исключением сезонных и календарных факторов (2) и без исключения (1) (январь 1995 (2) -100%)

C:\000\811.wmf

Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являлись: высокий уровень налогов; неплатежеспособность заказчиков; высокая стоимость материалов, конструкций, изделий; сокращение числа занятых.

Жилищное строительство. В феврале 2002 г. организациями всех форм собственности построено 12.8 тыс. новых квартир общей площадью 1.2 млн. кв. метров, или 132.8% к соответствующему периоду 2001 года. В январе -феврале 2002 года введено в действие жилых домов общей площадью 2.5 млн. кв. метров, или 133.5% к соответствующему периоду предыдущего года.

C:\000\812.wmf

По итогам 2001 года объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составил 35624 млн. долл., в том числе прямые инвестиции - 18169 млн. долл., портфельные инвестиции - 1230 млн. долл. и прочие инвестиции - 16225 млн. долларов.

За 2001 г. иностранные инвестиции в российскую экономику составили 14258 млн. долл., или увеличились на 30.1% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе прямые инвестиции - 3980 млн. долл. (снизились на 10.1%), портфельные инвестиции - 451 млн. долл. (увеличение в 3.1 раз), прочие инвестиции - 9827 млн. долл. (прирост 53.9 процента).

C:\000\813.wmf

Структура иностранных инвестиций за 2001 г. имеет следующий вид: прямые инвестиции - 27.9%, портфельные - 3.2% и прочие - 68.9%. За 1999-2001 гг. доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций сократилось с 44.6% до 27.9%, что свидетельствует об ухудшении структуры иностранных инвестиций.

Иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в основном в торговлю и общественное питание, транспорт, пищевую и топливную промышленность. Общая величина прямых инвестиций в эти отрасли экономики составила 2.4 млрд. долларов, или 60.4% всех прямых вложений.

В 2001 году в экономику России поступили инвестиции из 109 стран. Основные страны инвесторы, осуществляющие значительные инвестиции, Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды Италия.

В феврале 2002 года продолжалась работа по формированию и совершенствованию правовой базы в инвестиционной сфере. На совершенствование законодательного регулирования отношений, связанных с залогом недвижимости, направлен принятый 11 февраля 2002 г. Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Закон вносит изменения и дополнения в 26 статей Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», принятого 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ. В федеральном законе уточнены основные положения, регулирующие, конструктивные и процессуальные позиции закона.

На повышение эффективности государственного регулирования аудиторской деятельности направлено принятое 6 февраля 2002 г. Постановление Правительства Российской Федерации № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации». Постановление определяет государственный орган, на который возлагаются полномочия по государственному регулированию аудиторской деятельности – Министерство финансов Российской Федерации. Постановление обязывает данное министерство разработать до 1 августа 2002 г. и представить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

20 февраля 2002 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 121 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам налогообложения прибыли организаций». Постановление вносит изменения в Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. № 1156.

На исполнение в текущем году федерального бюджета направлено принятое Правительством Российской Федерации постановление «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» от 28 февраля 2002 г. № 137. В постановлении среди прочих мер определен обязательный перечень условий, только при наличии которых, Министерство финансов Российской Федерации может оформлять кредитно-финансовую документацию по связанным кредитам, а также установлен порядок осуществления государственных капиталовложений. Кроме того, в постановлении установлены 25 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятых в 2001 г., действие которых продлевается на 2002 год.

На приведение в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации формы налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, направлен Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 января 2002 г. № БГ-23/23 «Об утверждении формы налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации».

Правительство в конце февраля утвердило инвестиционную программу электроэнергетики на 2002 год в размере 102 млрд .руб., из них: 16.7 млрд. руб. – объем инвестиционной программы РАО «ЕС Россия»; 19.8 млрд. руб. – инвестиционная программа атомной энергетики;

Рейтинги международных агентств по инвестиционной привлекательности России в феврале, как и в январе 2002 года остались без изменений по отношению к 4-му кварталу 2001 года.

Рейтинги инвестиционной привлекательности России

Рейтинговое агентство
Текущий
долгосрочный рейтинг России
Дата изменения
Комментарий
Moody's
Ba3
(долгосрочный, по обязательствам в ин. валюте)
29.11.01
Вне опасности в краткосрочной перспективе, но имеется существенная неопределенность, связанная с чувствительностью по отношению к неблагоприятным деловым, финансовым и экономическим условиям
Ва2
(долгосрочный по обязательствам в местной валюте)
29.11.01
Fitch
В+
(долгосрочный, по обязатель-ствам в ин. валюте)
04.10.01
Более высокая уязвимость при наличии неблагоприятных деловых, финансовых и экономических условий, однако, в настоящее время имеется возможность исполнения финансовых обязательств.
22 февраля «Прогноз суверенного рейтинга России» изменен со «стабильного» на «позитивный».
B
(долгосрочный по обязатель-ствам в местной валюте)
04.10.01
S&P
В+
(долгосрочный)
19.12.01
B
(краткосрочный)
19.12.01

Повышение международным рейтинговым агентством S & P прогноза суверенного рейтинга России со «стабильного» до «позитивного» способствует увеличению долгосрочного (В+) и краткосрочного (В) рейтингов России.

22 февраля 2002 года агентство S & P присвоило Российской Федерации кредитный рейтинг заемщика «ruАА+» по новой национальной шкале, что явилось следствием высокой способности России своевременного и полного выполнения долговых обязательств и кредитоспособности страны.

Министерство экономического развития и торговли РФ








Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу