Инвестиционная активность в феврале 2002 г.
Инвестиционная
ситуация в
январе-феврале
текущего
года
отражает
общий спад в
экономической
активности
на рубеже 2001 и 2002
годов. В
феврале 2002
года объем
инвестиций
в основной
капитал за
счет всех
источников
финансирования
составил 84.2
млрд. руб., или
100.1% к
соответствующему
периоду 2001
года.
За
январь -
февраль 2002
года объем
инвестиций
составил 157.9
млрд. руб., или
100.3% к
соответствующему
периоду
предыдущего
года. В
феврале 2002 г.
объем
инвестиций в
основной
капитал
увеличился
по сравнению
с январем
текущего
года на 12.8%, а с
учетом
исключения
сезонного и
календарного
факторов – на
0.7%. Вместе с тем
реальный
объем
инвестиций в
январе –
феврале 2002 г.
существенно
ниже уровня
IY
квартала 2001
года.
Основными
факторами,
способствующими
снижению
инвестиционной
активности,
являлись:
замедление
темпов
экономического
роста и,
прежде всего,
снижение
темпов
промышленного
производства;
некоторое
ухудшение
финансового
положения
промышленных
предприятий
и увеличение
доли
убыточных
предприятий;
незначительные
объемы
государственных
инвестиций в
начале года;
сокращение
объемов
экспорта (в
основном
стоимостных)
и, как
следствие,
уменьшение
инвестиционных
возможностей
основных
экспортоориентированных
отраслей;
высокая цена
коммерческого
кредита;
высокая
налоговая
нагрузка на
реальный
сектор
экономики;
отсутствие
эффективных
механизмов
трансформации
сбережений
населения в
инвестиции.
При
сложившейся
возрастной
структуре
основного
капитала, его
физическом и
моральном
износе, объем
инвестиций
является
недостаточным
для
осуществления
эффективной
структурной
политики и
обновления
основных
производственных
фондов.
Государственные
капитальные
вложения.
Федеральным
бюджетом на
2002 год на
финансирование
государственных
капитальных
вложений
предусмотрены
средства в
сумме 50.22 млрд.
рублей, в том
числе:
неоплаченные
обязательства
прошлых лет - 1.155
млрд. рублей,
финансирование
строек и
объектов
Федеральной
адресной
инвестиционной
программы - 44.56
млрд.
рублей.
В
январе-феврале
2002 года
государственные
капитальные
вложения,
предусмотренные
федеральным
бюджетом,
профинансированы
в сумме 2049.5 млн.
рублей, что
составляет 4.1%
годового
лимита.
На
реализацию
федеральной
адресной
инвестиционной
программы в
январе-феврале
2002 года
направлены
средства в
размере 2013.7 млн.
рублей, или 4.5%
от годового
объема. Из
них, согласно
функциональной
структуре
расходов
бюджета
Российской
Федерации, по
разделу
«Промышленность,
энергетика и
строительство»
- 1487.8 млн. рублей,
«Финансовая
помощь
бюджетам
других
уровней» - 38.5
млн.
рублей.
Происходят
изменения в
структуре
инвестиций.
В 2001г.
инвестиции в
нефинансовые
активы (без
субъектов
малого
предпринимательства)
составили 1649.5
млрд. рублей,
из них 83.4%
приходилось
на
инвестиции в
основной
капитал.
Структура
инвестиций в
нефинансовые
активы (без
субъектов
малого
предпринимательства
и параметров
неформальной
деятельности)
|
2001
г.
|
Справочно
2000
г. в % к
итогу
|
млрд. рублей
|
в % к
итогу
|
Инвестиции
в
нефинансовые
активы
1)
|
1649.5
|
100
|
100
|
в
том числе:
|
|
|
|
инвестиции
в основной
капитал
|
1375.1
|
83.4
|
84.2
|
капитальный
ремонт
основных
фондов
|
262.8
|
15.9
|
14.6
|
инвестиции
в
нематериальные
активы
|
8.9
|
0.5
|
1.1
|
инвестиции
в другие
нефинансовые
активы
|
2.7
|
0.2
|
0.1
|
- Без
инвестиций в
прирост
запасов
материальных
оборотных
средств.
|
Объем
инвестиций в
основной
капитал по
отношению
инвестициям
в
нефинансовые
активы в 2001 г.
уменьшился
на 0.8% по
сравнению с 2000
г., а затраты
на
капитальный
ремонт
увеличились
на 18.6
процента.
Видовая
структура
инвестиций в
основной
капитал
|
2001г.
|
Справочно 2000г.
в % к итогу
|
млрд. рублей
|
в % к
итогу
|
Инвестиции
в основной
капитал
|
1599.5
|
100
|
100
|
в
том числе:
|
|
|
|
жилища
|
156.4
|
9.8
|
10.7
|
здания
(кроме жилых)
и
сооружения
|
698.3
|
43.6
|
43.6
|
машины,
оборудование,
инструмент,
инвентарь
|
607.6
|
38.0
|
35.7
|
прочие
|
137.2
|
8.6
|
10.0
|
Инвестиции
на
приобретение
импортного
оборудования
организациями
(без
субъектов
малого
предпринимательства)
в 2001г.
составили 126.6
млрд. рублей,
или 25% от
общего
объема
инвестиций в
машины,
оборудование,
инструмент,
инвентарь
или 9.5% от
объема
инвестиций в
основной
капитал (в 2000г. - 21.1%
и 7.5%
соответственно).
Структура
инвестиций в
основной
капитал по
источникам
финансирования
(без
субъектов
малого
предпринимательства
и параметров
неформальной
деятельности)
|
2001г.
|
Справочно 2000г.
в % к
итогу
|
млрд. рублей
|
в % к
итогу
|
Инвестиции
в основной
капитал
|
1375.1
|
100
|
100
|
в том
числе по
источникам
финансирования:
|
|
|
|
Собственные
средства
|
691.1
|
50.3
|
46.1
|
из
них:
|
|
|
|
прибыль,
остающаяся в
распоряжении
организаций
|
365.9
|
26.6
|
23.4
|
Амортизация
|
265.6
|
19.3
|
18.1
|
Привлеченные
средства
|
684.0
|
49.7
|
53.9
|
из
них:
|
|
|
|
кредиты
банков
|
48.7
|
35
|
2.9
|
из
них кредиты
иностранных
банков
|
8.3
|
0.6
|
0.6
|
заемные
средства
других
организаций
|
67.3
|
4.9
|
7.2
|
Бюджетные
средства
|
272.8
|
19.8
|
21.2
|
в
том числе:
|
|
|
|
из
федерального
бюджета
|
79.1
|
5.8
|
5.8
|
из
бюджетов
субъектов
Федерации
|
173.7
|
12.6
|
14.4
|
Средства
внебюджетных
фондов
|
35.9
|
2.6
|
4.8
|
Прочие
|
259.3
|
18.9
|
17.8
|
из
них средства
от эмиссии
акций
|
1.6
|
0.1
|
0.5
|
Из
общего
объема
инвестиций в
основной капитал
- инвестиции
из-за
рубежа
|
57.4
|
4.2
|
4.6
|
Основным
источником
финансирования
инвестиций в
основной
капитал
остаются
собственные
средства
предприятий
и
организаций.
Бюджетные
средства
составляют
приблизительно
20% всего
объема
инвестиций.
Кредиты
банков,
включая
иностранные,
составляют
менее 4.0% и не
могут влиять
на
инвестиционную
политику
страны.
Становится
традицией
преобладание
доли
инвестиций в
отрасли,
оказывающие
рыночные и
нерыночные
услуги 2001 г. – 51.2%, 2000
г. – 53.1
процента.
Инвестиции
в
промышленность
составляют
более 40%, из
которых
значительную
долю
составляет
топливная
промышленность
– 22.1% в 2001 г. и 20.8% в 2000 г.,
пищевая
промышленность
– 3.2% и 3.3%, цветная
металлургия
3.2% и 3.0%,
машиностроение
и
металлообработка
3.0% и 3.0%
соответственно.
Капиталоемкими
отраслями
экономики
являются
транспорт 23.1% и
23.8%,
жилищно-коммунальное
хозяйство – 13.3%
и 15.1%,
строительство
3.0% и 2.5%. На самом
низком
уровне по
объемам
инвестиций в
основной
капитал
состоят
наука и
научное
обслуживание
– 0.5% и 0.4% и
культура и
искусство – 0.7%
и 0.7%
соответственно.
На
строительство
природоохранных
объектов
организациями
(без
субъектов
малого
предпринимательства)
в 2001 г.
использовано
23.1 млрд. рублей,
или 1.7% от
общего
объема
инвестиций в
основной
капитал,
против 1.9% в 2000
года.
Затраты
на
приобретение
лизингового
имущества
лизинговыми
компаниями и
другими
организациями
-
лизингодателями
с целью
последующей
передачи
лизингополучателю
на условиях
финансового
лизинга в 2001 г.
составили 7.8
млрд. рублей,
их доля в
общем объеме
инвестиций в
основной
капитал
составила 0.5
процента.
Общий
объем
финансовых
вложений
организаций
(без
субъектов
малого
предпринимательства)
в 2001 г. составил
2430 млрд. рублей,
в том числе на
долгосрочные
финансовые
вложения
приходилось
470 млрд. рублей,
или 19.4
процента.
Структура
финансовых
вложений
организаций
|
2001
г.
|
Накоплено
на
конец декабря
2001г.
|
млн.руб.
|
в %
к итогу
|
млн.руб.
|
в % к
итогу
|
Общий
объем
финансовых
вложений
|
2429764
|
100
|
1373169
|
100
|
в том
числе: долгосрочные
финансовые
вложения
организаций
|
|
|
|
|
470232
|
19.4
|
957382
|
69.7
|
в том
числе:
паи и акции
других
организаций
|
|
|
|
|
195031
|
8.0
|
698775
|
50.9
|
из них:
дочерние и
зависимые
организации
|
144612
|
6.0
|
482481
|
35.1
|
?????????
? ??????
????????
?????????????
|
46063
|
1.9
|
42699
|
3.1
|
предоставленные
займы
|
53304
|
2.2
|
85343
|
6.2
|
прочие
долгосрочные
финансовые
вложения
|
175834
|
7.3
|
130565
|
9.5
|
краткосрочные
финансовые
вложения
организаций
|
1959532
|
80.6
|
415787
|
30.3
|
в том
числе:
паи и
акции других
организаций
|
|
|
|
|
37312
|
1.5
|
6669
|
0.5
|
из
них: дочерние
и зависимые
организации
|
486
|
0.0
|
2647
|
0.2
|
собственные
акции,
выкупленные
у акционеров
|
13303
|
0.5
|
14873
|
1.1
|
облигации
и другие
долговые
обязательства
|
537807
|
22.1
|
56580
|
4.1
|
предоставленные
займы
|
134955
|
5.6
|
94169
|
6.9
|
прочие
краткосрочные
финансовые
вложения
|
1236155
|
50.9
|
243496
|
17.7
|
Основной
формой
финансирования
вложений
организаций,
как и в
последние
годы,
являются
краткосрочные
вложения,
которые
составляют
более 80
процентов.
Самыми
крупными
финансовыми
вложениями
после
промышленности
(65.3%) является
торговля и
общественное
питание (20.6%),
транспорт (1.6%).
При этом из
рассмотренных
отраслей
экономики
краткосрочные
финансовые
вложения
составляют 88.1%,
80.2% и 46.6%
соответственно.
Финансовые
вложения по
источникам
финансирования
в 2001
году
|
Всего
|
В
том числе
|
млн. рублей
|
в %
к итогу
|
долгосрочные
|
краткосрочные
|
млн. рублей
|
в % к
итогу
|
млн. рублей
|
в % к
итогу
|
Финансовые
вложения
|
2429764
|
100
|
470232
|
100
|
1959532
|
100
|
в том
числе по
источникам
финансирования:
|
|
|
|
|
|
|
Собственные
средства
|
1959478
|
80.6
|
392369
|
83.4
|
1567109
|
80.0
|
из них:
фонд
накопления
|
1235346
|
50.8
|
159290
|
33.9
|
1076056
|
54.9
|
Амортизация
|
36037
|
1.5
|
13969
|
3.0
|
22068
|
1.1
|
Привлеченные
средства
|
470286
|
19.4
|
77863
|
16.6
|
392423
|
20.0
|
из
них:
|
|
|
|
|
|
|
кредиты
банков
|
200320
|
8.3
|
33919
|
7.2
|
166401
|
8.5
|
из
них кредиты
иностранных
банков
|
131
|
0.0
|
45
|
0.0
|
86
|
0.0
|
заемные
средства
других
организаций
|
94510
|
3.9
|
24091
|
5.1
|
70419
|
3.6
|
Бюджетные
средства
|
4077
|
0.2
|
3632
|
0.8
|
445
|
0.0
|
в том
числе из:
|
|
|
|
|
|
|
Федерального
бюджета
|
559
|
0.0
|
518
|
0.1
|
41
|
0.0
|
Бюджетов
субъектов
Российской
Федерации
|
3156
|
0.1
|
2840
|
0.6
|
316
|
0.0
|
средства
внебюджетных
фондов
|
594
|
0.0
|
192
|
0.1
|
402
|
0.0
|
Прочие
|
170785
|
7.0
|
16029
|
3.4
|
154756
|
7.9
|
из
них средства
от эмиссии
акций
|
428
|
0.0
|
204
|
0.0
|
224
|
0.0
|
Выполненный
объем работ
по договорам
строительного
подряда в
феврале 2002 г.
cоставил
45.9 млрд. руб., или
101.1% к уровню
февраля 2001
года, в январе
- феврале 2002
года
соответственно
86.9 млрд. руб., или
102.4% к уровню
января -
феврале 2001
года.
Сезонный
спад
строительной
деятельности
в январе 2002
года
увеличился
на 6.1%, а в
феврале - 3
процента.
Динамика
объема
подрядных
работ с
исключением
сезонных и
календарных
факторов (2)
и
без
исключения
(1) (январь 1995 (2) -100%)
Основными
факторами,
сдерживающими
деятельность
строительных
организаций,
являлись:
высокий
уровень
налогов;
неплатежеспособность
заказчиков;
высокая
стоимость
материалов,
конструкций,
изделий;
сокращение
числа
занятых.
Жилищное
строительство.
В феврале 2002 г.
организациями
всех форм
собственности
построено 12.8
тыс. новых
квартир
общей
площадью 1.2
млн. кв.
метров, или 132.8% к
соответствующему
периоду 2001
года. В январе
-феврале 2002
года введено
в действие
жилых домов
общей
площадью 2.5
млн. кв.
метров, или 133.5% к
соответствующему
периоду
предыдущего
года.
По
итогам 2001 года
объем
накопленных
иностранных
инвестиций
в российской
экономике
составил 35624
млн. долл., в
том числе
прямые
инвестиции - 18169
млн. долл.,
портфельные
инвестиции - 1230
млн. долл. и
прочие
инвестиции - 16225
млн. долларов.
За 2001
г.
иностранные
инвестиции в
российскую
экономику
составили 14258
млн. долл., или
увеличились
на 30.1% к
соответствующему
периоду
прошлого
года, в том
числе прямые
инвестиции - 3980
млн. долл.
(снизились на
10.1%),
портфельные
инвестиции - 451
млн. долл.
(увеличение в
3.1 раз), прочие
инвестиции - 9827
млн. долл.
(прирост 53.9
процента).
Структура
иностранных
инвестиций
за 2001 г. имеет
следующий
вид: прямые
инвестиции - 27.9%,
портфельные -
3.2% и прочие - 68.9%.
За 1999-2001 гг. доля
прямых
инвестиций в
общем объеме
иностранных
инвестиций
сократилось
с 44.6% до 27.9%, что
свидетельствует
об ухудшении
структуры
иностранных
инвестиций.
Иностранные
вложения от
прямых
инвесторов
направлялись
в основном в
торговлю и
общественное
питание,
транспорт,
пищевую и
топливную
промышленность.
Общая
величина
прямых
инвестиций в
эти отрасли
экономики
составила 2.4
млрд.
долларов, или
60.4% всех прямых
вложений.
В
2001 году в
экономику
России
поступили
инвестиции
из 109 стран.
Основные
страны
инвесторы,
осуществляющие
значительные
инвестиции,
Германия, США,
Кипр,
Великобритания,
Франция,
Нидерланды
Италия.
В феврале 2002
года
продолжалась
работа по
формированию
и
совершенствованию
правовой
базы в
инвестиционной
сфере. На
совершенствование
законодательного
регулирования
отношений,
связанных с
залогом
недвижимости,
направлен
принятый 11
февраля 2002 г.
Федеральный
закон № 18-ФЗ «О
внесении
изменений и
дополнений в
Федеральный
закон «Об
ипотеке
(залоге
недвижимости)».
Закон
вносит
изменения и
дополнения в
26 статей
Федерального
закона «Об
ипотеке
(залоге
недвижимости)»,
принятого
16 июля
1998 г. № 102-ФЗ. В
федеральном
законе
уточнены
основные
положения,
регулирующие,
конструктивные
и
процессуальные
позиции
закона.
На
повышение
эффективности
государственного
регулирования
аудиторской
деятельности
направлено
принятое 6
февраля 2002 г.
Постановление
Правительства
Российской
Федерации № 80
«О вопросах
государственного
регулирования
аудиторской
деятельности
в Российской
Федерации».
Постановление
определяет
государственный
орган, на
который
возлагаются
полномочия
по
государственному
регулированию
аудиторской
деятельности
–
Министерство
финансов
Российской
Федерации.
Постановление
обязывает
данное
министерство
разработать
до 1 августа 2002 г.
и
представить
в
Правительство
Российской
Федерации
проекты
федеральных
правил
(стандартов)
аудиторской
деятельности.
20
февраля 2002 г.
принято
постановление
Правительства
Российской
Федерации № 121
«Об
изменении и
признании
утратившими
силу
некоторых
актов
Правительства
Российской
Федерации по
вопросам
налогообложения
прибыли
организаций».
Постановление
вносит
изменения в
Порядок
образования
и
использования
внебюджетных
фондов
федеральных
органов
исполнительной
власти и
коммерческих
организаций
для
финансирования
научных
исследований
и
экспериментальных
разработок,
утвержденный
постановлением
Правительства
Российской
Федерации от
13 октября 1999 г. №
1156.
На
исполнение в
текущем году
федерального
бюджета
направлено
принятое
Правительством
Российской
Федерации
постановление
«О мерах по
реализации
Федерального
закона «О
федеральном
бюджете на 2002
год» от 28
февраля 2002 г. № 137.
В
постановлении
среди прочих
мер
определен
обязательный
перечень
условий,
только при
наличии
которых,
Министерство
финансов
Российской
Федерации
может
оформлять
кредитно-финансовую
документацию
по связанным
кредитам, а
также
установлен
порядок
осуществления
государственных
капиталовложений.
Кроме того, в
постановлении
установлены 25
нормативных
правовых
актов
Правительства
Российской
Федерации,
принятых в 2001 г.,
действие
которых
продлевается
на 2002
год.
На
приведение в
соответствие
с Налоговым
кодексом
Российской
Федерации
формы
налоговой
декларации о
доходах,
полученных
российской
организацией
от
источников
за пределами
Российской
Федерации,
направлен
Приказ
Министерства
Российской
Федерации по
налогам и
сборам от 21
января 2002 г. №
БГ-23/23 «Об
утверждении
формы
налоговой
декларации о
доходах,
полученных
российской
организацией
от
источников
за пределами
Российской
Федерации».
Правительство
в конце
февраля
утвердило
инвестиционную
программу
электроэнергетики
на 2002 год в
размере 102
млрд .руб., из
них: 16.7 млрд. руб.
– объем
инвестиционной
программы
РАО «ЕС
Россия»; 19.8
млрд. руб. –
инвестиционная
программа
атомной
энергетики;
Рейтинги
международных
агентств по
инвестиционной
привлекательности
России в
феврале, как и
в январе 2002
года
остались без
изменений по
отношению к
4-му кварталу 2001
года.
Рейтинги
инвестиционной
привлекательности
России
Рейтинговое
агентство
|
Текущий долгосрочный
рейтинг
России
|
Дата
изменения
|
Комментарий
|
Moody's
|
Ba3 (долгосрочный,
по
обязательствам
в ин.
валюте)
|
29.11.01
|
Вне
опасности в
краткосрочной
перспективе,
но имеется
существенная
неопределенность,
связанная с
чувствительностью
по отношению
к
неблагоприятным
деловым,
финансовым и
экономическим
условиям
|
Ва2 (долгосрочный
по
обязательствам
в местной
валюте)
|
29.11.01
|
Fitch
|
В+ (долгосрочный,
по
обязатель-ствам
в ин.
валюте)
|
04.10.01
|
Более
высокая
уязвимость
при наличии
неблагоприятных
деловых,
финансовых и
экономических
условий,
однако, в
настоящее
время
имеется
возможность
исполнения
финансовых
обязательств. 22
февраля
«Прогноз
суверенного
рейтинга
России»
изменен со
«стабильного»
на
«позитивный».
|
B (долгосрочный
по
обязатель-ствам
в местной
валюте)
|
04.10.01
|
S&P
|
В+ (долгосрочный)
|
19.12.01
|
B (краткосрочный)
|
19.12.01
|
Повышение
международным
рейтинговым
агентством
S & P
прогноза
суверенного
рейтинга
России со
«стабильного»
до
«позитивного»
способствует
увеличению
долгосрочного
(В+) и
краткосрочного
(В) рейтингов
России.
22
февраля 2002
года
агентство
S & P
присвоило
Российской
Федерации
кредитный
рейтинг
заемщика
«ruАА+»
по новой
национальной
шкале, что
явилось
следствием
высокой
способности
России
своевременного
и полного
выполнения
долговых
обязательств
и
кредитоспособности
страны.
Министерство экономического развития и торговли РФ
|