На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Мониторинг инвестиций


Макроэкономическая ситуация

На фоне политической стабильности, а также благодаря необычайно благоприятным конъюнктурным условиям, сложившимся на внешнем рынке для основных статей российского экспорта, т.е. для сырья, в 2000 г. стала возможна стабилизация экономической ситуации, необходимая для проведения дальнейших реформ в области социально-экономической политики, направленных на дальнейшую интеграцию России в мировое сообщество.

Сложившаяся в 2000 г. динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста. Официальные золотовалютные резервы увеличены более чем вдвое и полностью обеспечивают денежную базу, сокращен отток капитала, поддерживается стабильность курса национальной валюты, происходит снижение реальных процентных ставок.

Заметно выросли объемы ВВП и промышленного производства, причем за последние два года был преодолен спад 1995-1998 годов (за 1992-1998 гг. совокупный спад был существенно более глубоким). Экономика в целом вышла на уровень 1994 года, но при гораздо лучших качественных характеристиках и дальнейших перспективах роста.

В результате укрепления курса рубля, взвешенной политики Банка России и мер Правительства, способствующих оздоровлению финансовой ситуации и экономическому росту, в 2000 году уровень инфляции на потребительском рынке составил 20.2%, что в 1.8 раза ниже, чем в 1999 году.

Стала увеличиваться доля оплаты денежными средствами, замедлился рост неплатежей. Сокращение бартера и других нерыночных форм обмена повлияло на снижение общего уровня цен, так как цены на товары, реализуемые за деньги, по оценкам, примерно на 25-30% ниже цен бартерных сделок.

Такая макроэкономическая ситуация должна быть использована для активизации структурных реформ в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный экономический рост. Кроме того, это позволит усилить роль банков и других финансовых институтов в реализации возможности неинфляционного экономического роста.

В то же время, большинство рисков, существовавших в российской экономике в предыдущие годы, сохранилось, так как они связаны с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от советского народного хозяйства. Зависимость динамики фондового рынка в большей степени от ситуации на фондовых рынках США, нежели от состояния российской экономики, хранение сбережений населения в форме наличной валюты, стагнация притока прямых иностранных инвестиций и высокий отток капитала свидетельствуют о сохранении у большинства потенциальных инвесторов недоверия к политике российского правительства и низкой оценке привлекательности вложений в российскую экономику. Перелома тенденции пока не произошло, а впечатляющий рост инвестиций несоизмерим с масштабом инвестиционного спада за прошедшее десятилетие.

Однако, несмотря на довольно насыщенную программу мероприятий на 2000-2001 годы, реализовано из намечавшихся планов пока не много. Прежде всего, при энергичных усилиях федерального правительства Государственная Дума приняла четыре главы второй части Налогового Кодекса (об НДС, акцизах, едином социальном налоге и доходах физических лиц), а принятие важнейшей для бизнеса главы о налоге на доходы организаций отложено. Принятые же законы сохранили целый ряд недостатков. Налоги с оборота, являющиеся значительным бременем для бизнеса, отменены лишь частично.

Беспрецедентно быстро принят Думой Закон о бюджете на 2001 год, базирующийся на реалистичных макроэкономических параметрах и исходящий из бездефицитности бюджета.

Поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

Прошедший год открыл новый период в современной истории России как в политической сфере, так и в экономической. Однако, ожидания быстрого продвижения по пути структурных реформ в экономике в 2000 году не подтвердились, а оценки состояния инвестиционного климата даже ухудшились из-за возросшего административного давления на предпринимателей и инвесторов. Несмотря на существование объективных препятствий для реализации следующего этапа экономических реформ, нельзя упускать ближайший год, характеризующийся достаточно благоприятной конъюнктурой фундаментальных политических, социальных и экономических факторов.

Законодательное и административное регулирование

К сожалению, в целом 2000 год не принес заметного прогресса, как в скорости создания экономического законодательства, так и в качестве принимаемых законов - принимаемые документы по-прежнему противоречивы и неполны.

Основным недостатком правового поля в России, препятствующим реализации принятых основных законодательных актов, является отставание в развитии необходимой сопутствующей законодательной и нормативной базы, подразумеваемой в этих документах, как органами законодательной, так и исполнительной власти.

Другие факторы, негативно влияющие на правовое поле, включают в себя частые изменения законодательства и отсутствие согласованности федерального и регионального законодательства. Существенным недостатком является также неэффективность, а во многих случаях отсутствие штрафов и других мер взыскания за нарушение законов.

Политическая стабилизация позволили начать работу по ревизии законодательных баз регионов и приведению их в соответствие с федеральным законодательством. Это не только обязательные действия по выполнению конституционных норм, декларирующих единое правовое и экономическое поле на территории всей страны, но и следующий необходимый шаг к развитию конкурентного рынка и снижению издержек входа и совершения трансакций.

Ни для кого не секрет, что одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов. Законодательные инициативы Правительства Российской Федерации направлены, в том числе, на устранение этих недостатков. В ближайшее время в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", будут внесены изменения, упрощающие процедуру согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов и вводящие правила "одного окна", путем создания соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти, на который возлагается проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов, а также выдача исходно-разрешительной документации для их реализации. Упрощение системы согласования технико-экономических обоснований проектов и получения инвесторами исходно-разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов позволит существенно усилить привлекательность России и стимулировать деятельность отечественных инвесторов.

Система регистрации юридических лиц также будет радикально упрощена путем перехода к уведомительному порядку с одновременным установлением ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений их фактическому состоянию, для чего разработан законопроект "О государственной регистрации юридических лиц", в котором предусмотрены единый порядок регистрации субъектов хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности и введение единого государственного реестра юридических лиц. Принятие закона будет способствовать упрощению порядка регистрации для заявителя, поскольку обязанность информирования налоговых и иных органов о регистрации юридического лица возлагается не на заявителя, а на регистрирующий орган.

Защита прав собственников и инвесторов

Защита прав собственников и инвесторов по-прежнему является слабым местом в России, хотя нельзя не признать, что в этой области наметились обнадеживающие сдвиги, как со стороны государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности собственников и менеджеров ряда компаний в повышении капитализации компаний, нормализации отношений между собой и с владельцами внешнего капитала. Это можно расценивать как появление в российском частном секторе действительно эффективных собственников, заинтересованных в реализации долгосрочных экономических проектов, выстраивании стабильных легальных связей со своими контрагентами, развитии своего бизнеса и его интеграции в мировую экономику.

Однако это не снижает остроты продолжающихся конфликтов, которые, по-прежнему отпугивают значительную часть потенциальных инвесторов от реализации проектов в России. Одной из основных и наиболее болезненных проблем, стоящих на пути развития России и отталкивающих иностранных инвесторов, является отсутствие должной защиты прав и интересов собственников от действий государства, связанных с принудительным изъятием имущества в его собственность, без которой невозможно развитие рыночной экономики, основанной на равноправии всех форм собственности. Для решения этой проблемы разрабатываются четкие законодательные нормы, исключающие возможность произвольного и некомпенсируемого изъятия имущества, и обеспечивающие гарантии защиты прав и интересов его владельцев.

С этой целью разработан проект федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)", в котором сформулированы основания и принципы проведения национализации, в том числе носящей принудительный характер; определен объект национализации (предприятие, как имущественный комплекс либо его часть); установлено обязательное принятие отдельного федерального закона по каждому объекту национализации. Принятие указанного проекта федерального закона будет способствовать дальнейшему улучшению инвестиционной привлекательности Российской Федерации, обеспечению прав и законных интересов собственников и недопустимости осуществления национализации в интересах отдельных финансовых и политических групп.

На решение этой же задачи направлена и работа по принятию и введению в действие Земельного кодекса, регулирующего оборот земли.

Нарушение прав интеллектуальной собственности, включая нарушение использования товарных знаков и патентов, подделка, нарушение авторских прав и пиратство являются значительными препятствиями для осуществления предпринимательской деятельности в России. Этот вопрос важен как для российского, так и для иностранного деловых сообществ, которые ссылаются на коррупцию, отсутствие должной политической воли, недостаточность законов и уголовных наказаний, а также на низкий уровень образования и профессиональной подготовки работников правоохранительных и судебных органов как на основные препятствия на пути надежной и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в России.

Нарушение прав интеллектуальной собственности не только наносит прямой ущерб компаниям, работающим в России, но также сдерживает новые инвестиции - как иностранные, так и российские. В частности, 1 мая 2000 года Торговый представитель США г-жа Чарлин Баршефски заявила, что Россия внесена в специальный список первоочередного контроля N301 ввиду недостаточной защиты прав интеллектуальной собственности на ее территории.

Несмотря на существование законодательной базы по вопросу защиты прав интеллектуальной собственности, в ней есть значительные пробелы, такие как отсутствие основных положений "Аспектов интеллектуальной собственности, касающихся торговли" (TRIPS) в законах, связанных с защитой патентов, товарных знаков и авторских прав. Внесение указанных положений укрепило бы действующее законодательство и позволило бы довести уровень защиты прав на интеллектуальную собственность в России до уровня, существующего в других развитых странах.

С целью упорядочивания системы защиты интеллектуальной собственности будут внесены изменения в Патентный закон Российской Федерации, гарантирующие соблюдение прав заявителей и патентообладателей и, тем самым, повышающие привлекательность и безопасность патентования в Российской Федерации. Многие положения Патентного закона будут приведены в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) т.е. принятие данного федерального закона будет реальным шагом на пути к присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), что в полной мере отвечает политическим и экономическим интересам России. Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" будет приведен в соответствие с Конституцией Российской Федерации и положениями Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, обеспечивающие возможности присоединения Российской Федерации к TRIPS в случае вступления Российской Федерации в ВТО.

Что касается защиты прав акционеров, большинство корпоративных скандалов за период 1997 - 2000 показывают, что наиболее распространенными являются нарушения в сфере прав акционеров и портфельных инвесторов при реорганизации юридических лиц.

Прежде всего, предпринимаются попытки перевода индивидуальных миноритарных акционеров в новые компании, которые находятся в менее благоприятном финансовом состоянии, или перевода активов в сторонние предприятия. Необходимость усиления законодательства и контроля за его исполнением с целью предотвратить подобные нарушения широко декларируется в России. Регулирующие и контролирующие органы готовят соответствующую базу для изменений, в которой значительную роль будут играть саморегулируемые организации и частный бизнес благодаря разработке кодексов управления на рынке ценных бумаг.

Для решения этого вопроса разработан проект федерального закона "Об аффилированных лицах", принятие которого позволит усилить контроль за сделками с аффилированными лицами, сократить число сделок, совершаемых с нарушением прав акционеров (инвесторов), и тем самым улучшить инвестиционный климат и повысить уровень надежности инвестиций в капитал российских предприятий.

Налоговое и таможенное регулирование

Претензии иностранных инвесторов относительно существенного налогового бремени касаются чрезмерного количества налогов, взимаемых с бизнеса, и, что более важно, трудностей с определением фактической базы налогообложения. В то же время, законодательно установленные ставки налогов не слишком высоки по сравнению с мировыми стандартами, кроме налогообложения заработной платы.

Многие исследования указывают на тот факт, что российская налоговая система препятствует привлечению отечественных и иностранных инвестиций, как из-за своей структуры, так и способов, которыми она реализуется. Частые изменения правил создают неопределенность, которая в первую очередь влияет на развитие бизнеса в целом.

Уменьшению налогового бремени будут способствовать упрощение снижение налогов на заработную плату и постепенному устранению всех налогов с оборота. Не менее важной частью реформ, которая находится в стадии утверждения Федеральным Собранием, является стимулирование инвестиционной активности через расширение возможности для предприятий вычитать расходы из налогооблагаемой прибыли.

Тем не менее, достигнутые успехи в реформировании налогообложения весьма скромны. Были приняты лишь 4 главы второй части Налогового Кодекса, а их оценка неоднозначна.

Фискальная нагрузка на реальный сектор существенно не уменьшилась, важнейшая для предпринимателей глава о налоге на доходы организаций вступит в силу в лучшем случае в 2002 году.

Посвященный НДС новый раздел второй части Налогового Кодекса содержит много неясностей, вызывающих дополнительные вопросы, и требующих внесения изменений. Примером могут служить огромные расходы, которые несут компании, переходящие на исчисление НДС методом начислений, означающую, что НДС нужно будет выплачивать в предварительном порядке, даже если сама компания не получит оплаты за товар, по которому уплачивается НДС. Этот вопрос нужно решить таким образом, чтобы не подвергнуть компании угрозе разорения, пока компании не избавятся от последствий финансового кризиса 1998 года, или, по крайней мере, это положение надо сделать более осуществимым.

Благодаря изменениям, вводимыми в Главах 23 и 24 второй части Налогового Кодекса, Россия добилась существенного прогресса в области налогообложения физических лиц, для которых, при соблюдении стабильности и неужесточении предложенных правил, появляются значительные стимулы для легализации получаемых доходов. Однако сохраняется значительная налоговая нагрузка на фонд заработной платы (более 35%), выплачиваемая работодателями, и поэтому в итоге более привлекательным вариантом остается выплата заработной платы сотрудникам с помощью схем, позволяющих уклонятся от начисления налоговых обязательств. Кроме того, по новым правилам под налогообложение попадает каждая операция купли-продажи ценных бумаг, что приведет к полному замораживанию инвестиций граждан на фондовом рынке. Эта ситуация требует срочного решения законодателей о внесении поправок в Налоговый Кодекс для устранения негативных последствий введения нового порядка налогообложения физических лиц.

Введение единого социального налога прежде всего преследовало цель повышения прозрачности расчетов в сфере внебюджетных фондов и снижения операционных издержек налоговых агентов и фискальных служб. Однако, принятые правила предусматривают усложнение порядка выплаты единого социального налога для налогоплательщиков.

Значительные нарекания вызывает налоговое администрирование. Несмотря на рост доходов в экономике, сбор налогов составляет около 80% от нормативов, что означает неравенство налогоплательщиков, из которых только часть оплачивает все причитающиеся обязательства перед государством в полной мере и в надлежащий срок.

Нередки случаи, когда подзаконные акты ведомств фактически отменяют действие закона. Например, инструкции Министерства по налогам и сборам по возврату НДС экспортерам создали условия, при которых многие налогоплательщики не могут вернуть причитающиеся им суммы. В результате меры, направленные против лжеэкспортеров, привели к ухудшению положения добросовестных налогоплательщиков.

Введение с 1 января 2001 года изменений в налоговом законодательстве не сопровождалось своевременной подготовкой нормативной базы Министерства по налогам и сборам. Отсутствие разъясняющих инструкций по, например, начислению НДС, срыв необходимых мероприятий по переходу к новому порядку уплаты акцизов на алкоголь, привело к падению деловой активности и дополнительным рискам для предпринимателей в первые дни наступившего года.

В Конституции и налоговом законодательстве России предусматривается, что международное законодательство, включая договоры по вопросам налогообложения (в частности, об двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения), имеет преимущественную силу над национальным налоговым законодательством. Однако, как показывает практика, местные налоговые органы не соблюдают данный принцип в отношении освобождения от налога на доходы иностранных юридических лиц из источников в Российской Федерации. Местные налоговые органы зачастую не принимают во внимание положения международного соглашения вследствие неспособности данных органов принимать решения по вопросам, выходящим за пределы их обычных служебных обязанностей.

В области регулирования внешнеэкономических отношений наиболее заметные изменения - изменение таможенных тарифов, в частности укрупнение групп товаров, облагаемой по одной и той же ставке, что призвано сократить операционные издержки по налоговых агентов и контролирующих органов. Однако, это позитивное новшество не меняет мотивацию всех групп экономических агентов, участвующих в процедурах при совершении внешнеэкономической деятельности, поэтому все недостатки таможни как института, которые определяют поведение участников, в частности, высокая коррумпированность, сохраняются.

Наиболее значительным вопросом для предпринимателей, касающимся таможни, в настоящее время является то, что многие компании импортируют товары, не уплачивая причитающихся импортных пошлин. Это происходит вследствие злоупотребления реальным освобождением от уплаты налогов (например, распространяющимся на гуманитарную помощь), а также в связи с вопиющим уклонением от уплаты, взяточничеством и коррупцией.

Уклонение от уплаты таможенных пошлин является проблемой не только из-за недополучения государственным бюджетом миллиардов рублей, но также из-за того, что усугубляется проблема параллельного, или "серого" импорта. В этом случае многонациональные и российские компании не могут конкурировать с собственной или аналогичной продукцией, незаконно импортируемой по более низким ценам, чем используемые компаниями-производителями. Параллельный, он же "серый" рынок импорта также негативно влияет на компании, осуществляющие производственную деятельность в России. Многие импортные продукты, не облагаемые таможенными пошлинами, стоят гораздо дешевле, чем местного производства.

Помимо этого, сложные процедуры таможенной очистки, туманное законодательство о классификации товаров и угроза повторной переоценки товаров, импортированных много лет назад, приводит к состоянию неопределенности и к фактической задержке в пересечении товарами границы, а также к потенциально значимым издержкам, которые несет компания. Российская таможенная система не станет эффективным инструментом государственного регулирования и не достигнет потенциала сбора доходов, пока эти вопросы будут игнорироваться.

В прошедшем году был достигнут определенный прогресс в налоговой реформе. Однако, наиболее важная для реального сектора глава Налогового Кодекса о налогообложении доходов юридических лиц, от которой во многом зависит уровень фискальной нагрузки, еще не рассмотрена. Фискальное администрирование по-прежнему имеет во многих случаях карательный характер, налогоплательщики реально не имеют равных прав. Значительные затруднения у предпринимателей и инвесторов вызывает неудовлетворительная работа Министерства по налогам и сборам в области разработки нормативной базы, выполняющей роль необходимого вспомогательного обеспечения для федерального законодательства. Для улучшения положения в фискальной сфере необходимо дальнейшее снижение налоговой нагрузки на реальный сектор и упрощение процедур отчетности и контроля.

Совершенствование корпоративного управления

Одной из самых серьезных и больных проблем в российской экономике является проблема низкого качества корпоративного управления. Очевидно, что сложившаяся система менеджмента сдерживает инвестиции в российскую экономику и в значительной степени влияет на низкую эффективность большинства российских компаний. Среди первоочередных проблем управления компаниями в России выделяются: несоблюдение требований раскрытия информации; низкая квалификация менеджмента; нарушение прав собственников при реорганизации компаний; перераспределение активов в пользу организаций, контролируемых менеджментом или кем-либо из собственников; занижение рентабельности финансовых операций с помощи трансфертных цен.

Корпоративное управление в России нуждается в существенном улучшении. Составной частью совершенствования корпоративного управления является совершенствование корпоративного права. В качестве положительного фактора следует отметить предпринимаемые попытки по внесению изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах".

Корпоративное право должно быть дополнено нормами, регламентирующими процедуры слияния и процедуры поглощения, процедуры выделения и разделения хозяйственных обществ в тех случаях, когда в результате этого формируются юридические лица с доминирующим собственником, механизмы интеграции (создания холдингов, финансово-промышленных групп и иных интегрированных бизнес-групп).

Требуется упорная работа по гармонизации интересов собственников с интересами общества. Этому, на наш взгляд, будет способствовать, во-первых, совершенствование механизмов корректировки поведения доминирующих собственников, и, во-вторых, совершенствование механизмов перераспределения собственности в пользу эффективных (с точки зрения общества) собственников. Существует два основных направления, в которых возможно формирование механизмов корректировки интересов. Во-первых, требуется существенное усиление ответственности собственников за действия исполнительных менеджеров и за собственные решения по развитию подконтрольной корпорации, принятые на уровне собрания акционеров или совета директоров. Во-вторых, требуется формирование условий для поддержания баланса интересов между различными группами акционеров (собственников), в первую очередь между доминирующими и миноритарными акционерами.

Давно назрело совершенствование механизмов перераспределения собственности в пользу наиболее сильных участников рынка. В данном случае необходимо одновременное движение по трем направлениям:

  • Упрощение изъятия собственности у неэффективных с точки зрения общества собственников, то есть создание угроз для неэффективных собственников, создание предпосылок для эффективного с точки зрения общества изъятия собственности.


  • Устранение возможности отъема у собственников относительно устойчиво работающих предприятий (т.е. защита эффективных собственников, предотвращение неэффективного с точки зрения общества изъятия собственности.


  • Создание возможностей для поглощения крепкими (эффективными) предприятиями слабых (неэффективных) предприятий, то есть создание механизмов прямого замещения неэффективных собственников эффективными.


  • Особенно актуальным представляется предотвращение случаев изъятия собственности у добросовестных собственников. В данном случае возможно одно из следующих решений:

  • Устранение наиболее явно противоречащих целям государственной политики положений Закона о банкротстве, т.е. "косметический ремонт" действующего варианта Закона о банкротстве.


  • Введение в законодательство понятия "оздоровление", отличающегося от понятия банкротства; разделение понятий "несостоятельность" и "банкротство" и разделение процедур оздоровления и процедур банкротства, т.е. корректировка действующего Закона о банкротстве и принятие нового Федерального закона "Об оздоровлении несостоятельных предприятий".


  • Приостановление действия Закона о банкротстве и разработка принципиально нового варианта данного Закона, т.е. отмена института банкротства до принятия нового варианта Закона.


  • Необходимо отметить большой прогресс в сфере раскрытия информации. НАУФОР закончил внедрение системы СКРИН, позволяющей потенциальным инвесторам получать оперативную информацию о финансовом состоянии предприятий; заключениях профессиональных участников рынка относительно инвестиционной привлекательности инвестиционных инструментов; обзоры рынка; информацию об объемах торговли и финансовом состоянии самих профессиональных участников рынка и т.д. Более 50 (по самым скромным подсчетам) производственных предприятий открыли собственные сайты, на которых размещается достаточно подробная информация о предприятиях. Все большее количество Администраций субъектов федерации и муниципальных образований также обращается к интернету.

    Несмотря на отдельные позитивные сдвиги, защита прав инвесторов и корпоративное управление остаются ахиллесовой пятой российской экономики. Для преодоления недостатков в этой сфере необходимо совершенствование права по вопросам инвестиций и корпоративного управления, повышение эффективности государства в области управления собственностью.

    Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности

    Реформа правил бухгалтерской отчетности, применяемой ныне в российской экономике, является необходимым условием для оживления инвестиционной активности. Действующие ныне правила не позволяют внешним пользователям отчетности делать своевременные и адекватные выводы о результатах хозяйственной деятельности и финансовых результатах предприятий, что создает дополнительные риски и снижает инвестиционную привлекательность российской экономики. Для самих экономических субъектов существующие правила бухгалтерского учета также создают ненужные трудности и дополнительные издержки при принятии управленческих и инвестиционных решений, и если они пытаются привлечь иностранные инвестиции или займы, так как приходится трансформировать имеющуюся отчетность согласно международным стандартам (GAAP, IAS). Кроме того, для предприятий, чьи акции обращаются на российском фондовом рынке, возникает проблема неадекватной оценки рыночной стоимости акций.

    Данная проблема признана в правительстве РФ, и уже несколько лет ведется работа по созданию новых российских ПБУ, соответствующих международным стандартам бухгалтерской отчетности. Однако темпы создания новых правил финансовой отчетности неудовлетворительны. К январю 2000 года Программа реформирования бухгалтерского учета предусматривала разработку и принятие 22 основных положений о бухгалтерском учете, однако на сегодняшний день принято лишь 14, причем эти документы не полностью согласованы между собой и другими правовыми актами. Часть утвержденных положений по бухгалтерскому учету по ряду ключевых вопросов не соответствуют принципам и назначению Международных стандартов финансовой отчетности.

    Ключевой задачей является завершение написания и принятия основных положений о бухгалтерском учете. Ускорить данный процесс можно при увеличении интенсивности работы комиссии, ответственной за подготовку данных документов. Необходимо привлечь к работе в данной структуре специалистов из крупнейших аудиторских компаний, много лет занимающихся трансформацией российской бухгалтерской отчетности, адаптируя ее к международным стандартам. Кроме того, ряд крупнейших российских компаний, привлекающих иностранный капитал в той или иной форме, имеют квалифицированных специалистов, чьи знания могли бы ускорить работу по разработке новых стандартов.

    Вступление в ВТО

    Вступление России в члены Всемирной Торговой Организации - существенный фактор для привлечения иностранных инвестиций. С точки зрения взаимосвязи притока прямых иностранных инвестиций и политики в отношении внешней торговли, координация торговой и инвестиционной политики будет важным фактором улучшения инвестиционного климата в России.

    Внешнеэкономическая политика России сегодня во многом формируется под воздействием мирового рынка и международной конкуренции. Правительство учитывает эти процессы и готовится присоединиться к ВТО.

    К настоящему времени завершен в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения и одновременно ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики. Россия стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее людскому, промышленному и научному потенциалам. Присоединение к ВТО абсолютно необходимо для консолидации внутренних реформ и их успешного завершения.

    В связи с присоединением к ВТО России предстоит внести определенные изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами этой международной организации. В частности, речь идет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области охраны прав интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, инвестиций и налогов. Первые пакеты законопроектов уже внесены Правительством России на утверждение Государственной Думой или находятся в Правительстве России на рассмотрении.

    Во второй половине 2000 г. двусторонние переговоры по доступу на рынки с заинтересованными странами-членами ВТО переговоры по всем аспектам присоединения значительно активизировались. Проведены несколько раундов переговоров более чем с 50 странами.

    Однако в ответ на усилия Россия иногда сталкивается с намерениями некоторых стран ужесточить предъявляемые требования по отдельным элементам пакета присоединения. Неконструктивность данного подхода состоит в том, что чем быстрее Россия присоединится к ВТО, тем быстрее компании стран-членов ВТО получат лучшие условия для работы на российском рынке. Для России же выгоды от членства не будут немедленными.

    В целом следует отметить значительное продвижение диалога в ходе переговоров по российским обязательствам.

    Можно сказать, что на сегодня фактически определились позиции по практически всем укрупненным товарным позициям; с рядом стран в предварительном плане согласованы обязательства по значительной части тарифных позиций.

    В настоящее время завершена работа по подготовке новых российских предложений по тарифам и услугам.

    Россия придерживается курса на проведение переговоров о присоединении значительно более интенсивными темпами, и при обеспечении взаимного баланса прав и обязательств. На состоявшемся в январе 2001 г. заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО утверждены задачи на текущий год. К маю 2001 г. рассчитывается получить ясную картину относительно реакции партнеров на российские предложения. От этого будет зависеть, целесообразно ли продолжать курс на ускорение присоединения.








    Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
    и Московской ассоциацией предпринимателей

    Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
    Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
    При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

    Switch to English version На главную страницу На главную страницу