Предпочтения инвесторов
Система ценностей инвесторов крайне консервативна. Кроме того, вопреки распространенному мнению их интересуют не столько природные, сколько трудовые ресурсы
Цель нашего рейтинга - классифицировать российские регионы с точки зрения прямого (или стратегического) инвестора. Соответственно, успех всей работы зависит от того, насколько точно удалось воспроизвести систему ценностей этого самого инвестора. С этой целью ежегодно проводится интервьюирование банкиров и предпринимателей, как российских, так и зарубежных (см. "Информация и методы"). Они вложили в Россию не один десяток миллионов долларов, поэтому к их мнению имеет смысл прислушаться. Именно на них, наших экспертов-практиков, мы ориентируемся, настраивая методику рейтинга.
Люди эти крайне консервативны. Несмотря на кардинальные изменения, происшедшие в отечественной экономике за последние три года, их предпочтения менялись постепенно и не принципиально (график 1). А это значит, что призраком возможных катаклизмов их не спугнешь, они пришли всерьез и надолго.
Как до кризиса 1998 года, так и теперь, регионы интересуют инвесторов прежде всего как источник квалифицированных трудовых ресурсов, а также как потребительский рынок.
По-прежнему сохраняется высокая значимость инфраструктурного и производственного потенциала, хотя роль последнего в инвестиционном процессе уменьшилась. Оживление идет в основном на предприятиях с высоким износом оборудования и устаревшими технологиями. Большинство инвестиционных проектов таких предприятий рассчитаны на кредитование, а не на прямого инвестора.
Поэтому стратегический инвестор предпочитает приходить в регион со своими проектами. Кстати, такие инвесторы, как правило, действуют в корпоративной системе собственных рыночных институтов, поэтому институциональный потенциал региона для них не имеет особого значения, хотя в последнее время некоторый интерес к его наличию стратегические инвесторы стали проявлять.
Послекризисное снижение значимости финансового потенциала региона для инвестора можно объяснить, с одной стороны, недостаточными совокупными финансовыми ресурсами населения и предприятий, многие из которых до сих расплачиваются с долгами. С другой стороны, централизация налогово-бюджетной системы постепенно приводит к тому, что региональные власти перестают быть финансовыми контрагентами инвесторов. Бюджет, внебюджетные фонды и ценные бумаги многих субъектов федерации уже не в состоянии играть роль залога или гарантии для инвестора. Ему все больше приходится полагаться на собственные силы.
Как оказалось, потенциального инвестора мало волнуют два фактора инвестирования, относительно высокой значимости которых у многих сохраняются определенные иллюзии.
Неуклонно падает интерес к собственным инновационным возможностям региона. По-видимому, инвестор приходит в регион со своими, уже освоенными и отработанными, технологиями и не склонен вкладывать средства в стагнирующую местную научно-техническую сферу.
Результаты опроса развеяли миф о привлекательности для инвестора природных ресурсов России. Во-первых, более или менее эффективные предприятия и месторождения ресурсов уже поделены, доступ новых инвесторов туда затруднен. Во-вторых, в мире есть ресурсы и подоступнее, и подешевле в эксплуатации.
В области рисков изменения в экспертных оценках можно объяснить оживлением экономики и укреплением государственной власти. В последние годы снижалась значимость финансового, экономического, политического рисков и, напротив, возросла значимость рисков, связанных с "субъективным фактором", - криминального и особенно социального.
Развенчан и еще один миф, искусственно сконструированный в конце 80-х. Экологический риск волнует экспертов в наименьшей степени. По-видимому, это связано с безразличным отношением государства к экологии, отсутствием экологической политики. Закономерное следствие - нет и не предвидится действенной системы штрафов и платежей за загрязнение окружающей среды.
Наконец, наиболее значим для потенциальных инвесторов законодательный риск. Если на федеральном уровне формирование законодательного поля для инвесторов более или менее завершено, то на региональном процесс законотворчества в инвестиционной сфере все набирает темпы. Дело не только в том, что регионы начинают сильно отличаться друг от друга по содержанию инвестиционного законодательства, но и в том, что в ряде субъектов федерации инвесторам стало трудно разобраться в сложном и противоречивом законодательстве, которое может трактоваться по-разному властями и инвесторами.
|